Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в современном инновационном учреждении - страница 105

^ Колодкина Н. Б. , учитель МОУ СОШ № 154
РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
«Воспитание - великое дело: им решается участь человека». Эти слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость в наше тревожное и нестабильное время.

В системе образования на всех ее уровнях проводится образовательная политика, исходя из принципа ее социокультурного влияния на развитие личности.

В образовательных учреждениях создаются условия для разностороннего личностного развития детей, раскрытия и обогащения их творческого потенциала, воспитания гражданственности, стимулирования социальной активности.

Это достигается:

Ставя в центр воспитания развитие личностных качеств ребенка, необходимых ему в современной жизни, мы стремимся к тому, чтобы выпускники школы вышли из ее стен людьми, готовыми к преодолению трудностей, способными выдержать конкуренцию на рынке труда, реализовать себя в различных видах деятельности.

Воспитательная система школы основывается на гуманистическом, личностно – ориентированном, деятельностном подходах к развивающейся личности и предполагает формирование у учащихся таких качеств, способностей, ценностных смыслообразующих жизненных установок, которые помогут им успешно функционировать в условиях современного общества. Она дает учащимся установку на правильный, социально одобряемый образ жизни в школе и вне ее, формирует устойчивые привычки в поведении,

отношении к людям, к делу, к построению модели собственной жизнедеятельности.

Т. к. тема моего доклада «Реализация деятельностного подхода в воспитательном процессе», то хочу дать понятие, что же такое «деятельность».

Деятельностью называют процесс активности человека, характеризуемый предметом (на что направлен данный процесс), потребностью и мотивом, целями и условиями их достижения. Исследования психологов и педагогов показывают, чтобы научить детей самостоятельно и творчески работать, нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать хозяевами этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели деятельности (зачем), обучить способам ее осуществления.

Исходя из опыта работы, могу сказать, что приоритетные виды деятельности в разных коллективах могут быть разными. Поэтому работу надо начинать

Для этого проводится

Рассказывая о себе, о своих близких, своих увлечениях, дети становятся более открытыми в общении, интересными для сверстников, раскрываются с новой стороны. Это помогает классному руководителю правильно определить воспитательные цели и задачи для данного коллектива. Цели и задачи определяют предмет деятельности, т. е. на что направлен воспитательный процесс. Т. о., мы начинаем создавать продукт деятельности. Реализовывать задачи можно через следующие направления:

— познавательное;

— гражданско-патриотическое;

— художественно-эстетическое;

— спортивно- оздоровительное;

— краеведческое;

— трудовое и др.

Например, продуктом моей нынешней деятельности должен стать дружный здоровый коллектив. Поэтому на первое место я поставила цель сформировать и развить традиции. Традиционным праздником стал День именинника. Обычно он проходит в конце четверти, и в течение четверти готовятся к нему все: родители готовят подарки, именинники готовят защиту своего времени года (осень, зима, весна, лето), остальные ребята – сюрпризы для именинников (газета, поздравления, конкурсы). Т. о., ребята постоянно заняты общим творческим делом. А это объединяет.

Важной составляющей воспитательного процесса является познавательная деятельность. Я реализую ее через

Данный вид деятельности формирует нравственные ценности, воспитывает патриотизм, обеспечивает творческое, умственное развитие учащихся, что оказывается очень важным для становления личности.

Формированию нравственно- волевых качеств способствует организация спортивно- оздоровительной работы. Сегодня очень важна работа по пропаганде здорового образа жизни учащихся, охране их здоровья. Работая в этом направлении, мы участвуем в общешкольных спортивных соревнованиях по волейболу, легкой атлетике, в турслетах, игре «Зарница», в конкурсе агитбригад «За здоровый образ жизни». Зимой вместе с родителями совершаем лыжные походы. В этом учебном году мы с ребятами подготовили и провели среди параллели 7 классов спортивную эстафету «Самые сильные». Замечательно то, что ребята показали не только свою физическую подготовленность, ловкость, силу, но и провели большую поисковую работу, собрав материал о Челябинске как одном из самых спортивных городов России. Также необходимо знакомить ребят с режимом дня и режимом питания школьника. Этому можно посвятить классные часы.

Обязательно оздоравливание детей в зимний и весенний периоды. В этом нам помогает школьный врач и, конечно, родители.

Воспитанию чувства гражданской ответственности и патриотизма, привитию учащимся таких ценностей, как долг, честь, гражданская позиция способствуют такие формы работы, как уроки мужества, встречи с ветеранами, поздравление их с Днем Победы, выставки рисунков, смотр строя и песни, классный час «Уроки Гагарина».

Нельзя в воспитательной работе не уделить внимание гражданско- правовому просвещению и воспитанию учащихся. Поэтому в классе проводятся встречи с работниками ИДН, беседы с заместителем прокурора Калининского р-на, анализируются жизненные ситуации, проводятся классные часы «Хорошо, что мы такие разные», «Мои гражданские обязанности».

Также важным направлением деятельности является привитие учащимся трудолюбия, трудовых умений и навыков. Ребята с удовольствием участвуют в генеральных уборках, субботниках по уборке территории школы и района. Особенно ярко проявляют себя в трудовых делах те ребята, которые не могут блистать в учебе.

Общая трудовая деятельность, творческие дела объединяют всех и способствуют развитию детей, позволяют раскрыть их индивидуальность, дают возможность каждому ребенку проявить ее в жизни.

Ни в одном деле классный руководитель не может обойтись без помощников, а значит, важную роль в работе коллектива играют органы самоуправления.

Самоуправление- один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса, школы. Каким будет актив- зависит от творчества учителя. Главное, чтобы он был работоспособным. Для этого необходимо проводить учебу актива. Желательно примерно раз в полугодие переизбирать ответственных, давая возможность всем учащимся проявить себя. И тогда у каждого ребенка появится потребность в деятельности – основном источнике активности человека.

Т. о., организация различной деятельности учащихся, всего воспитательного процесса способствует развитию личностных качеств школьника, необходимых ему в дальнейшей жизни, так как эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяется подготовленностью членов общества к сознательной самостоятельной творческой деятельности.

^ СЕКЦИЯ № 20«В
заимодействие специалистов ДОУ в работе с детьми с отклонениями в развитии как одно из условий осуществления компетентностного подхода».

1816440953205842.html
1816511992984809.html
1816626664705568.html
1816772371329777.html
1816884390425603.html