Проблемы экономики и управления. Межрегиональный научно-производственный журнал / Белгородский государственный университет, 2005



Проблемы экономики и управления. Межрегиональный научно-производственный журнал / Белгородский государственный университет, 2005. - №1


Экономико-экологические проблемы стратегии развития

российской части Баренцева Евро-Арктического региона


В.С.Селин, А.В.Истомин

г.Апатиты Мурманской области


Вопросам перспективного экономического и социального планирования на первом этапе рыночных преобразований в субъектах Российской Федерации и в целом по стране не отдавалось должного внимания и даже ставилось под сомнение не только целесообразность, но и сама возможность стратегического планирования в условиях рыночных отношений. Лишь кризис 1998 года и опыт государств с развитой рыночной экономикой, где политика пространственного и регионального развития страны, составляющих ее территорий, является постоянной и продуктивной практикой, привели к реабилитации этого инструмента государственного регулирования как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.

Недооценка стратегического планирования привела к тому, что регионы, в том числе и российской стороны Баренцева региона, столкнулись с рядом проблем, среди которых – снижение инвестиционной привлекательности территорий, особенно для иностранных инвесторов, для которых имеют первостепенное значение ясность целей и ориентиров развития регионов хотя бы на среднесрочную перспективу, предсказуемость политики территориальных властей. Ответы на эти вопросы могут формулироваться лишь в стратегических планах регионов. Однако до последнего времени они в регионах российской стороны Баренцрегиона не разрабатывались, что вызвало отсутствие представлений об ориентирах развития территории на среднесрочную и дальнесрочную перспективу, отсутствие четких критериев, определяющих среднесрочный и долгосрочный эффект и приоритеты развития.

В настоящее время фактически все регионы российской стороны Баренцрегиона разработали и приняли документы, намечающие цели и направления социально-экономического развития на тот или иной период. Республика Карелия разработала Концепцию социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999-2002-2010 гг., Архангельская область – Программу социально-экономического развития области на 2001-2005 годы.

В значительно лучшем положении находится Мурманская область, Администрацией которой совместно с Институтом экономических проблем Кольского научного центра Российской академии наук, в 2000 году разработаны Концепция социально-экономического развития Мурманской области на период до 2005 года и в 2001 году – Основные положения стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года, что позволяет более глубоко проанализировать стратегическое направление экономической политики этого региона.

Разработки стратегических направлений развития экономики регионов определяются следующими обстоятельствами:

На базе Стратегии должны формироваться среднесрочные и краткосрочные прогнозы социально-экономического развития регионов, входящих в российскую сторону Баренцева Евро-Арктического региона, а также адресные и целевые программы.

Ниже приводятся основные прогнозные проработки развития экономики Республики Карелия, Архангельской и Мурманской областей.

Республика Карелия. Определяющим фактором экономического развития являются природные ресурсы: железные и титаномагнетитовые руды, руды цветных металлов, слюды и разнообразных строительных материалов, гидроэнергоресурсы и лесные ресурсы.

Основной отраслью промышленности является лесопромышленный комплекс, на который приходится около 55% общего объема промышленной продукции. Доля черной металлургии – 13%, электроэнергетики – 9, машиностроения – 6, цветной металлургии – 5%.

В структуре промышленного производства республики лесопромышленный комплекс занимает ведущее место. В структуре экспорта продукции республики его доля составляет около 60%. В настоящее время осваивается более 70% расчетной лесосеки, что является одним из самых высоких показателей среди субъектов Российской Федерации.

В 2001 году индекс промышленного производства в республике по сравнению с 2000 годом составил 103.2%, продукции сельского хозяйства – 108.7%, в 2003 году по сравнению с 2002 годом, соответственно, 100.8 и 99.6%.

Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2010 года определяет цели, важнейшие задачи и приоритеты социально-экономического развития на долгосрочную перспективу для обеспечения устойчивого экономического роста и перехода на качественно новый уровень жизни населения республики, что включает:

Задача модернизации экономики, радикального повышения конкурентоспособности и эффективности производства продукции в республике обуславливает необходимость расширения инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования. К 2015 году они могут по сравнению с 2000 годом возрасти в 1.4-1.5 раза, примерно на таком уровне будут и прямые иностранные инвестиции.

В долгосрочной перспективе внешнеторговая конъюнктура будет благоприятной для развития экспорта товаров карельских предприятий-экспортеров.

Главными стратегическими задачами внешнеэкономической деятельности являются обеспечение максимально эффективного экспорта основных видов продукции карельских товаропроизводителей и содействие продвижению интересов предприятий республики за рубежом. Программа приграничного сотрудничества Республики Карелия на период 2001-2006 гг. определяет долговременные приоритеты: охрана окружающей среды, развитие лесного и сельского хозяйства, транспортного сообщения и телекоммуникаций, улучшение предпосылок торгово-экономического сотрудничества.

Одной из главных стратегических задач сотрудничества в рамках Баренцева Евро-Арктического региона является совершенствование механизма отбора и реализации совместных проектов по сотрудничеству в сфере передачи новых технологий, опыта, технической помощи, часть из которых имеет инвестиционную составляющую, в частности по созданию и обслуживанию машинных станций в хозяйствах Карелии, строительстве предприятий и пр.

Основными стратегическими направлениями международной деятельности Республики Карелия в долгосрочной перспективе являются:

Наряду с сотрудничеством в рамках международных региональных организаций, важной формой укрепления позиций Карелии является двустороннее сотрудничество с регионами Скандинавских стран – Норвегией, Финляндией, Швецией.

Архангельская область. Ведущей отраслью промышленности области является лесопромышленный комплекс. Его доля в промышленности области порядка 50%, машиностроения и металлообработки 16%, топливной промышленности 13%, электроэнергетики 10%. Лесопромышленный комплекс области занимает 1-3 места в промышленности Северо-Западного федерального округа по производству пиломатериалов, деловой древесины, бумаги.

Однако лесосырьевой потенциал используется не полностью. При расчетной лесосеке 23 млн м3 в год вырубается менее 9 млн м3. Второе место в объеме промышленного производства занимает электроэнергетика – 7.2%.

В структуре промышленности в силу географического положения области сохраняется преобладание отраслей, производящих продукцию производственно-технического назначения, имеющих более длительный, по сравнению с производством потребительских товаров, воспроизводственный цикл.

Разработанная Администрацией Архангельской области программа стратегии социально-экономического развития области на перспективу ориентирована на устойчивое развитие экономики и повышение жизненного уровня населения. Экономические приоритеты программы ориентированы на:

Экспортная часть внешнеторгового оборота Архангельской области представлена продукцией химико-лесного комплекса, что составляет около 84% от общего объема экспорта.

Активизируется международная деятельность в экономической сфере через расширение внешнеэкономических связей и контрактов и участие в международных программах сотрудничества на судостроительных предприятиях г.Северодвинска в кооперации с норвежскими компаниями строятся рыболовные траулеры для российских заказчиков, осваивается производство морских ледостойких платформ, оборудования для обустройства нефтегазовых месторождений.

Важным инвестиционным проектом для Архангельской области является разработка крупнейшего в Европе алмазного месторождения им.Ломоносова, на базе которого ведется строительство горно-обогатительного комбината с целью добычи и переработки алмазов.

Осуществляются проекты в области энергоэффективности энергосбережения при содействии норвежских и шведских компаний. Комплексной задачей является развитие Архангельского морского порта с его активным вовлечением в транспортную систему Северо-Запада и Северного морского пути. Стратегически важным является также строительство железнодорожного сообщения Карпогоры-Вендинга, связывающего порт с территорией Центральной России и с Уральским промышленным районом.

В ближайшей и среднесрочной перспективе будет заметной тенденция превышения предложений рабочей силы под спросом со стороны экономики и численность официально зарегистрированных безработных к 2015 г. может достигнуть 19-20 тыс.человек или 2.7-2.8% от численности экономически активного населения.

Расширение сферы приложенного труда в прогнозируемом периоде будет зависеть, главным образом, от роста производства и увеличения объектов инвестиций, от активизации политики на рынке труда, повышения эффективности программ занятости населения, создания действенного механизма повышения качества рабочей силы. Основой для повышения заработной платы в реальном секторе экономики Архангельской области в перспективе является рост объемов производства и реализации продукции, повышение эффективности труда, оптимизация численности работников на каждом предприятии.

В демографической сфере предполагается сохранение высокого уровня оттока населения с территории области и существенное миграционное передвижение населения сельских территорий в города области. Возрастная структура населения при этом будет характеризоваться увеличением численности трудоспособного населения и уменьшением численности лиц моложе трудоспособного возраста.

Мурманская область. Основными отраслями промышленности являются (2003 г.) цветная металлургия (29.3%), пищевая (в том числе рыбная) промышленность (11.8%), химическая (15.9%), электроэнергетика (23.7%). Мурманская область обеспечивает: 100% общероссийского производства апатитового и нефелинового концентратов, 8.5% железорудного концентрата (2 место в Северо-Западном федеральном округе); 17% меди и 45% никеля (первые места в СЗФО), 11.5% пищевой продукции, 2% электроэнергии (доля отрасли в СЗФО – 20.8% - второе место после Ленинградской области).

Доминирующее положение в экономике области принадлежит предприятиям горнопромышленного комплекса, перспектива которых обусловлена, прежде всего, комплексностью разведанных запасов полезных ископаемых и потребностью российской и зарубежной промышленности в продуктах их переработки. Ведущие предприятия цветной металлургии – Кольская горно-металлургическая компания с традиционной продукцией – никель, медь, кобальт, золото, платина и др. и Кандалакшский алюминиевый завод (один из двух алюминиевых заводов на Северо-Западе России), в черной металлургии – ОАО "Олкон" и "Ковдорский ГОК", производящие железорудный концентрат, и кроме того, на Ковдорском ГОКе – апатитовый и бадделеитовый концентраты.

В перспективе намечено промышленное освоение новых месторождений хрома, золота, платиноидов, барита, редких металлов, титана, алмазов, огнеупорного сырья и строительных материалов и комплексная переработка добываемого минерального сырья.

Мурманское морское пароходство – единственная российская судоходная компания, способная работать в Арктике круглый год, обеспечивая с помощью ледокольного флота в западном секторе трассы Северного морского пути – в порт Дудинка – круглогодичную доставку грузов и вывоз продукции. Мурманский порт занимает 4 место среди 42 российских портов по основным рабочим показателям. Порт принимает суда с дедвейтом 100 тыс.т и после окончания дноуглубительных работ он сможет обрабатывать суда дедвейтом до 250 тыс.т – ни один порт на Северо-Западе России суда с такой осадкой принимать не может.

Экономика Мурманской области в значительной степени базируется на промышленном использовании природно-ресурсного потенциала, что определило ее промышленную специализацию. Воздействие рыночных факторов привело к росту доминирующего положения отраслей специализации области, их экспортную направленность.

Основные положения стратегии экономического развития Мурманской области связаны с выявленными преимуществами экономики, которые способствуют укреплению ее позиций в международном и межрегиональном разделении труда и связаны с уникальной ресурсно-сырьевой составляющей экономики области и конкурентной позицией на внутреннем и внешнем рынках производимой продукции; вовлечением в эксплуатацию новых месторождений, в том числе нефти и газа на шельфе Баренцева моря, и производства новой продукции на основе комплексного использования и углубленной переработки минерального сырья эксплуатируемых месторождений; расширением использования морских биологических ресурсов в акватории Баренцева и Белого морей, использованием Северного морского пути для экономически выгодных транснациональных перевозок и развития транспортной инфраструктуры с учетом незамерзающего морского порта и создания международных маршрутов и перегрузочных терминалов; участием региона в процессе международного сотрудничества в рамках Баренцева Евро-Арктического региона.

Разработка стратегии экономического развития Мурманской области основана на пяти базовых отраслевых комплексах – горнопромышленном, топливно-энергетическом, рыбопромышленном, агропромышленном и транспортно-коммуникационном, занимающих в структуре всего хозяйственного комплекса области по объему производства и услуг более 97%, что позволяет экстраполировать складывающиеся в них тенденции на всю экономику области и на этой основе определить пропорции и некоторые социальные индикаторы.

По первому сценарию – наиболее оптимальному, принятому по нижнему порогу показателей, рассчитанном на тенденции развития мировой экономики, ниже которых, при самых неблагоприятных обстоятельства как внешнего, так и внутреннего порядка экономика области не опустится, будет получен синергический эффект не столько от объемных показателей, сколько за счет активной и согласованной деятельности хозяйствующих субъектов, особенно в сфере топливно-энергетического комплекса, связанного с освоением углеводородов на шельфе Баренцева моря.

По этому варианту объем продукции горнопромышленного комплекса в действующих ценах (2000 г.) достигнет к 2015 году почти 30 млрд рублей, среднесписочная численность при этом, даже несколько сократится за счет внедрения трудосберегающих технологий.

В топливно-энергетическом комплексе основное внимание будет сосредоточено на поддержании действующих мощностей электроэнергетики для обеспечения бездефицитного баланса электроэнергии и мощности. Предусмотрено строительство нефтеналивного перегрузочного терминала в Печенгской губе и там же нефтеперерабатывающего завода производительностью 3 млн т сырой нефти в год. Одновременно в 2010-2015 гг. развернутся работы по добыче и транспортировке газа и конденсата Штокмановского месторождения, газификации городов и поселков Мурманской области.

Рыбопромышленный комплекс к 2015 году увеличит добычу рыбы и морепродуктов примерно в 1.3 раза, при росте производства товарной продукции в 1.5 раза, консервов – почти вдвое. Особое внимание будет уделено освоению прибрежных промыслов и организации фермерских хозяйств, а также пополнению флота новыми промысловыми и транспортными судами, модернизации судов с целью повышения их экономических и технологических показателей, а также развитию береговой рыбоперерабатывающей и инфраструктурной базы.

Агропромышленный комплекс в прогнозируемом периоде должен обеспечить рост сельскохозяйственной продукции на 30-40% с обеспечением государственной поддержки северному оленеводству и племенному животноводству, а регионального и муниципального бюджетов продукции животноводства.

Транспортно-коммуникационный комплекс к 2015 году увеличит объем грузовых перевозок 1.4-1.5 раза, что будет достигнуто за счет более 3-кратного увеличения работы морского транспорта по перевозкам углеводородного сырья при сохранении, в основном, существующих объемов перевозок по другим видам транспорта.

Кроме обозначенных приоритетов, в базовых отраслях экономики Мурманской области особое внимание будет уделено развитию малого предпринимательства, число которых к 2015 г. может возрасти в 1.5 раза, формированию условий повышения конкурентоспособности продукции и услуг предприятий Мурманской области на международном и внутреннем рынках и подготовке кадров для всех отраслей и сфер деятельности, в первую очередь для освоения наукоемких технологий и производственных процессов, менеджмента, маркетинга и других перспективных направлений в области управления и хозяйственной деятельности.

С учетом изложенного, с определенной степенью достоверности, можно предполагать, что валовой региональный продукт Мурманской области к 2015 году будет доведен до 210 млрд рублей против 58.4 млрд руб. в 2000 году, в том числе по потреблению с 33.4 млрд руб. до 126 млрд рублей (в ценах 2000 года).

В целом по хозяйственному комплексу области объем продукции и услуг к 2015 году составит более 97.4 млрд рублей.

На развитие всех отраслей экономики области за 15-летний период будет направлено инвестиций в основной капитал около 234 млрд руб., из которых 60% будет частных, примерно 30% - государственных и порядка 10% - прямые иностранные.

Экспорт товаров и услуг к 2015 году может превысить 1.03 млрд долл. США, а импорт составит около 470 млн долл. США. Их доля в валовом региональном продукте области по сравнению с 2000 годом снизится соответственно с 44 до 33% и с 13.6 до 11%, что свидетельствует об усилении ориентации промышленной продукции на внутрироссийский рынок.

Разработка прогноза социально-демографических показателей на период до 2015 года свидетельствует о продолжающемся сокращении численности населения – до 850 тыс. человек, сокращении численности занятых в экономике на 22%. При этом уровень безработицы, прогнозируемый к 2005 году до 4.1%, несколько сократится и составит в 2015 году около 3.6%.

Средняя заработная плата в месяц по всему хозяйственному комплексу возрастет в 4.5 раза и составит более 17 тыс. рублей, а среднедушевой доход до 15 тыс. рублей. При этом расчеты показывают, что уровень безработицы снизится с 25% до 12%, что объясняется как ростом доходов занятого оплачиваемым трудом населения, а с другой стороны, все еще высоким уровнем безработицы.

Активно развивается и имеет широкие перспективы международное сотрудничество Мурманской области со странами Скандинавии в рамках концепции ЕС "Северное измерение", в которой Мурманская область, как и другие регионы Северо-Запада России, рассматривается как потенциальный партнер экономического сотрудничества России, стран СНГ и стран Балтии. В 2001 году на территории Мурманской области проводился проект ЕС Интеррег "Изучение инвестиционных возможностей Северо-Запада России. Зоны экономического развития (роста) Мурманской области", в котором участвовали представители Мурманской области, Северной Лапландии, Северной Норвегии и Северной Швеции. Цель проекта – привлечение западных инвесторов и бизнесменов в Мурманскую область, содействие в разработке оптимального инвестиционного законодательства и создание привлекательного климата для иностранных предпринимателей.

В рамках международного сотрудничества с Финляндией финская сторона рассматривает возможность партнерства с Мурманским судоремонтным заводом "Севморпуть" по вопросам судоремонта и строительства морских судов. Участие в международных программах и проектах позволяет более полно использовать имеющийся научно-технический и промышленный потенциал российских предприятий и выгодно как российской стороне, обеспечивающей занятость работников предприятий, поступление заказов на изготовление продукции, так и зарубежным предпринимателям, размещающим свои капиталы на российских предприятиях.

На заключительном совещании в Рованиеми 28-29 марта 2001 г. проект "Изучение инвестиционных возможностей Северо-Запада России. Зоны экономического развития (роста) Мурманской области" получил положительную оценку. Финской стороной предложена разработка нового проекта по изучению и анализу законодательной базы Мурманской области, по разработке региональных механизмов экономического регулирования. Разработка этого проекта, являющегося логическим продолжением предыдущего, позволит полнее использовать имеющийся научно-технический и производственный потенциал хозяйственного комплекса Мурманской области и привлечь опыт и компетенцию финских специалистов. Финансирование проекта осуществляется ЕС Интеррег.

Все это свидетельствует о широком развитии международного сотрудничества Мурманской области с приграничными районами Баренцрегиона, потенциальная привлекательность которой определяется богатством минерально-сырьевых ресурсов, развитым экпортно-ориентированным промышленным производством, развитой производственной и транспортной инфраструктурой, высоким квалификационным и образовательным уровнем населения.

Состояние окружающей среды и тенденции изменения ее характеристик оказывают решающее влияние на возможность и результативность экономической деятельности. Качество окружающей среды определяется загрязнением воздушного и водного бассейнов, накоплением отходов, состоянием лесных массивов и зеленых насаждений и другими показателями.

Новые условия хозяйствования, переход к рыночным отношениям и устойчивому развитию экономики регионов определяют необходимость обеспечения сбалансированного решения социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений людей во взаимосвязи проблем трех сфер жизнедеятельности: экономической, социальной и экологической.

В нынешних экономических условиях большое значение приобретает проблема эффективного использования природно-ресурсного потенциала. Ресурсосбережение – это совокупность мер по рациональному и комплексному использованию ресурсов в процессе производства, организации труда и сфере потребления.

За последние 10 лет в России, как и в регионах, входящих в российскую сторону Баренцева региона, наблюдался значительный экономический спад, следствием которого, помимо прочего, стало снижение выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду. В результате этого в рассматриваемых регионах произошло некоторое улучшение экологической ситуации. Тем не менее в целом экологическая ситуация остается напряженной. Причиной этого является то, что значительную долю в структуре экономики в рассматриваемых регионах занимают низкотехнологичные отрасли, связанные с добычей и первичной переработкой сырьевых ресурсов. К ним относятся: черная и цветная металлургия, нефтяная и нефтегазовая, химическая, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность. Спад производства в этих отраслях, по сравнению с дореформенным периодом, был незначительным. Снижение внутреннего спроса на их продукцию компенсировалось увеличением доли экспорта. В то же время, предприятия этих отраслей оказывают серьезное негативное воздействие на экологическую систему регионов. Немалый вклад в ухудшение состояния окружающей среды вносят военные объекты, расположенные в Мурманской и Архангельской областях.

В соответствии с утвержденным в 1992 году Минприроды России "Критерием оценки экологической обстановки территории для зон чрезвычайных экологических ситуаций и зон экологического бедствия" зоной повышенной техногенной нагрузки, входящей в группу "предкризисных регионов" (плотность выбросов составляет 5-10 тонн на км2), является Архангельская область. Неблагоприятная экологическая ситуация сложилась в Мурманской области (плотность выбросов 3 т/км2).

Негативная ситуация в этих регионах вызвана влиянием антропогенных воздействий, которые приводят к нарушению земель и морей горными разработками, добычей нефти и газа.

К кризисным регионам по сбросу без очистки загрязненных вод относится Мурманская область, где интенсивно антропогенное воздействие промышленности, коммунального хозяйства и военных объектов на экосистем. Основными стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу являются предприятия горно-металлургического и энергетического комплексов: ОАО "Кольская ГМК", ОАО "Ковдорский ГОК", ОАО "Оленегорский ГОК", Мурманская и Апатитская теплоэлектроцентрали, Кандалакшский алюминиевый завод и др.

Хозяйственная деятельность в течение последних десятилетий привела к значительным, порой необратимым, последствиям и нарушениям экосистем Кольского полуострова изменению ландшафта, накоплению огромных объемов отвалов и отходов, загрязнению значительных площадей, негативным для здоровья населения.

Выбросами в атмосферу повреждены леса на площади 1136 кв.км. Доля промышленности в общей массе загрязнения вод составляет 62.9%, из них предприятия жилищно-коммунального хозяйства 35.5.

Проводимый на предприятиях комплекс мероприятий по охране окружающей среды и сокращение антропогенного воздействия на природу обеспечили снижение в 2000-2003 гг. выбросов вредных веществ в атмосферу на 15% (с 373.3 до 322.1 тыс.т в год, сокращение объема сброса загрязненных сточных вод в водоемы области на 20% (с 429 до 350 млн м3 в год). В то же время объем сброса загрязняющих веществ в водоемы сократился незначительно – с 105.56 тыс.т в год до 103.2 – всего 2%. Сложная экологическая ситуация сложилась в г.Архангельске, который наряду с г.Череповец (Вологодская область) входит в число наиболее загрязненных российских городов, где отмечаются случаи пятикратного превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе.

К регионам с удовлетворительной экологической ситуацией относится Республика Карелия. Сброс загрязняющих веществ и загрязненных сточных вод в Республике Карелия почти в два раза ниже чем в Архангельской области.

Объектами, загрязняющими окружающую природную среду в Республике Карелия, Архангельской и Мурманской областях являются:

Республика Карелия – целлюлозно-бумажный комбинат, предприятия черной и цветной металлургии;

Архангельская область – Космодром в Плисецке, целлюлозно-бумажный комбинат;

Мурманская область – предприятия по утилизации атомных подводных лодок и расходных материалов, производству продукцити для черной и цветной металлургии, химической промышленности, места базирования Северного флота.

Несмотря на ужесточение экологических нормативов и проведение природоохранных мероприятий, существует ярко выраженная прямая зависимость между уровнем экономического развития региона и степенью загрязнения природной среды. Наиболее экологически чистый регион – Ненецкий автономный округ, где самая низкая плотность населения, но ситуация в нем может ухудшиться в связи с достаточно интенсивным освоением месторождений углеводородов и освоением новых.

Высокая урбанизация рассматриваемых регионов и явно прослеживающая тенденция ее повышения с юга на север характеризуют промышленный потенциал регионов как сильно концентрированный в отдельных узлах и зонах. Однако низкая плотность железнодорожных магистралей и автомобильных дорог с твердым покрытием свидетельствует о слабом вовлечении имеющихся природных ресурсов в технические циклы производства и переработки. Примером может быть восточная часть Кольского полуострова, где разведаны с достаточно высокой степенью технологической и экономической изученностью крупнейшие в мире месторождения кианитовых (алюмосодержащих) руд и редких металлов, но освоение их связано с необходимостью транспортного освоения этой части территории Мурманской области, т.е. строительством железнодорожной ветки от ст.Титан до района Кейв, где расположены месторождения кианитовых руд.

Каковы основные направления экологической политики в долгосрочной перспективе? Главная цель экологической политики в регионах российской стороны Баренцева Евро-Арктического региона –качественное улучшение состояния природной среды. Для достижения этой цели необходимо решение ряда проблем, из которых первоочередными являются:

Выполнение перечисленных задач открывает перспективу реального формирования комфортной и безопасной среды жизнедеятельности населения, что является важнейшей целью региональной и федеральной политики в долгосрочной перспективе, важнейшей не только в силу социально-гуманитарных, то и экономических причин.

В то же время, концентрация в отдельных узлах низко-технологичных предприятий и ослабление государственного контроля за природопользованием вызывают деградации окружающей среды, глубокие нарушения природных экосистем.

Соседство регионов российской стороны Баренцева региона с европейскими странами, где действуют достаточно жесткие экологические стандарты и нормативы, чревато возможностью перемещения из этих стран на Кольский полуостров потенциально опасных и вредных по своему воздействию на природу производств. Вместе с тем в последнее десятилетие со стороны соседних скандинавских государств выражается серьезная озабоченность неблагоприятной экологической ситуации в Мурманской области, в частности в Печенгском районе, где работает крупное горно-металлургическое предприятие. Скандинавские страны особенно беспокоит слабый уровень развития очистных сооружений в системе городского хозяйства, безопасность Кольской атомной электростанции, утилизация опасных видов вооружений (атомные подводные лодки, боеприпасы и т.п.), в связи с чем ряд государств и международных организаций принимает участие в финансировании реализации экологических проектов на территории Мурманской области и Республики Карелия.

Значительное количество выведенных из боевого состава Северного флота атомных и дизельных подводных лодок, надводных кораблей и судов определяют необходимости их утилизации. При этом первостепенное внимание уделяется утилизации находящихся в отстое атомных подводных лодок, поскольку они представляют серьезную ядерную и радиационную опасность, так как большая часть из них остается с не выгруженным отработанным ядерным топливом.

С целью обеспечения экологической безопасности Кольского полуострова и принятия мер по разрешению проблем с утилизацией атомных подводных лодок и в обращении с радиоактивными от отходами и отработавшим ядерным топливом, реализуется ряд проектов, имеющих российское значение. Завершена разработка ТЭО проекта "Создание комплекса наземного хранения реакторных отсеков утилизируемых подводных лодок в "Сайде-Губе". Начаты подготовительные работы по строительству площадки для временного хранения контейнеров с отработанным ядерным топливом на РТП "Атомфлот". Ведется строительство инфраструктуры в губе "Андреева". Предусматривается загрузка мощностей судостроительного предприятия г.Северодвинска Архангельской области, судостроительных заводов г.Санкт-Петербург.

В заключении следует отметить, что Баренцево (Евро-Арктическое) сотрудничество может стать важным инструментом социально-экономического прогресса на Севере европейского континента, способствуя экономическому росту регионов российской стороны этой организации и всего Северо-Запада России, а также стабильности и безопасности на Севере Европы.


Сведения об авторах

Селин Владимир Степанович – директор Института – директор Института экономических проблем Кольского научного центра РАН, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный экономист РФ, Апатиты Мурманской области.


Истомин Анатолий Васильевич – заведующий отделом анализа и регулирования территориальных систем Института экономических проблем Кольского научного центра РАН, доктор экономических наук, старший научный сотрудник, Заслуженный экономист РФ, Апатиты Мурманской области.


1826792398070605.html
1826910507330585.html
1827002476502938.html
1827097230927580.html
1827171822045161.html