Теория и методика социальной работы


ПРОЕКТ


примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


2011 г.


Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 040401 Социальная работа.


Организация-разработчик: ГОУ СПО «Рязанский медико-социальный колледж»


Разработчик:


Римская Г.В., зам директора по НМР


СОДЕРЖАНИЕ



стр.
  1. ^ ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




5
  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5
  1. ^ условия реализации примерной программы учебной дисциплины

8
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

8



1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«Теория и методика социальной работы»


1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 040401 Социальная работа.


Примерная программа учебной дисциплины может быть использована при повышении квалификации специалистов учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения.


^ 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Теория и методика социальной работы» относится к дисциплинам профессионального цикла.


^ 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с профессиональными ценностями социальной работы;

- оперировать основными понятиями и категориями специальности;

- использовать технологии и методики социальной работы для преобразования ситуации клиента;

- собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации клиента при оказании социальных услуг и адресной помощи.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- категории и понятия социальной работы, специфику профессии;

- традиции российской и международной благотворительности;

- основные современные концепции и модели социальной работы, их основания;

- основные этапы истории развития социальной работы в России и за рубежом;

- общие и частные технологии, методы социальной работы;

- особенности объекта и субъекта социальной работы;

- основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект-субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и т.д.);

- принципы деятельности социального работника;

- понятие ценностей социальной работы и традиционных духовных ценностей.


^ 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.


^ 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

^ Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:




практические занятия

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

Итоговая аттестация в форме зачета



^ 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Теория и методика социальной работы»


^ Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

^ Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала: «Теория и методика социальной работы» как учебная дисциплина. Цель и задачи «Теории и методики социальной работы» в подготовке специалиста. Связь учебной дисциплины с другими дисциплинами и областями знаний. Ее роль в и место в подготовке специалиста по социальной работе.

Социальная работа как среда, обеспечивающая развитие социального работника. Основные понятия социальной работы. Основные принципы деятельности социального работника.

Оценка и самооценка в социальной работе. Типичные ситуации социальной работы. Ограничения в работе социального работника и их причины. Моделирование различных вариантов действий социального работника в ситуации.


2

1

Раздел 1. История социальной работы в России и за рубежом.




16




Тема 1.1. Этапы, модели становления и проблемы периодизации истории социальной работы в России и за рубежом.

^ Содержание учебного материала

6

2

Определение принадлежности исторических фактов к предметной области социальной работы. Различные подходы к историческим исследованиям. Характеристики и современные интерпретации исторических форм помощи и взаимопомощи

Понятие о паттернах социального благосостояния. Индивидуальные и массовые представления о нужде и благополучии.

^ Практическое занятие «Что может дать исторический опыт современному социальному работнику?»

2




Самостоятельная работа обучающихся

2

Тема 1.2. Отличия путей развития социальной работы в России и за рубежом.

^ Содержание учебного материала

4

2

Определение сходств и различий отечественной и западной парадигм социальной работы. Теории социальной работы как отражение путей ее развития. Зарубежный опыт теоретического осмысления моделей социальной поддержки.

Роль государства и общества в обеспечении нуждающихся. История поворотов и трансформаций отечественной социальной политики. Обзор решений проблемы приоритетов в социальном обеспечении населения.

Традиционные духовно-нравственные ценности общества как основание его устойчивости.

Самостоятельная работа обучающихся

4




^ Раздел 2. Социальная работа в современном мире.





36

Тема 2.1 Социальная работа как феномен современного мира. Основные современные концепции и модели социальной работы.

^ Содержание учебного материала

6

2

Определение основных категорий социальной работы. Определение их места и роли в описании действительности социальной работы.

Структурная модель социальной работы как организационное основание для ее проектирования.

Конструирование задачно-ориентированных схем и моделей социальной работы. Практика моделирования в организации учебной деятельности.

Современные направления, подходы и модели социальной работы.

Понимание смысла и целей социальной работы в различных моделях: развитие социальных способностей клиента; создание справедливого общества; достижение всеобщего благоденствия; обретение смысла жизни; реконструкция личной действительности; саморазвитие; формирование групповых отношений.


^ Практическое занятие «Личное самоопределение социального работника в современном мире».

2




Самостоятельная работа обучающихся

4




Тема 2.2. Определение места, целей и задач социальной работы в современном обществе.

^ Содержание учебного материала

8

2

Социальная работа как отрасль социальных технологий. Социальная работа как место и способ общественного служения.

Технология выработки цели социальной работы. Пути, формы и средства самоопределения и самореализации человека в рамках своей профессии.

Основные тенденции и проблемы развития социальной работы в России и за рубежом. Тенденция адаптации и использования зарубежного опыта. Решение задачи преемственности отечественной духовной традиции.

Перспективы развития социальной работы. Совершенствование системы обеспечения социальной работы.

^ Практическое занятие «Экологические аспекты социальной работы».

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

Тема 2.3. Проблемы социальной работы в современном обществе.


^ Содержание учебного материала

8

2

Отличие «проблем» от «задач» и «затруднений». Проблемы социальной работы, клиента и социального работника: способы различения.

Проблемная ситуация – рабочее место и среда развития социального работника. Цель и средства входа в проблемную ситуацию и выхода из нее.

Проблема как источник возникновения и смысл существования социальных групп, общественных и государственных структур. Группы-индикаторы.

Часто встречающиеся типы проблем и проблемных ситуаций.

^ Практическое занятие «Язык как способ выражения и преобразования ситуации».

2




Самостоятельная работа обучающихся

4




Самостоятельная работа обучающихся при подготовке к зачетному занятию

2




Всего:

54

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).





^ 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета теории и методики социальной работы.


Оборудование учебного кабинета: стенды, набор плакатов и таблиц, учебно-методические пособия, экран.


Технические средства обучения: компьютер, видеокамера, мультимедийный проектор, МР3-плеер, интерактивная доска.


^ 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

  1. Кравченко А.И. Социальная работа: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 416с.

  2. Лозовская Е.Г., Новак Е.С., Краснова В.Г. История социальной работы в России: Учебно-методическое пособие по специальности «Социальная работа». – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. – 72с.

  3. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учеб. пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.

  4. Основы социальной работы: Учебник/ отв. Ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд.. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 395с.

  5. Современная энциклопедия социальной работы/ под ред. академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательство РГСУ, 2008. – 412с.


Дополнительные источники:

  1. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/ отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 427с.

  2. Социальная работа: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д6 Феникс, 2003. – 480 с.

  3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 1995. – 384с.

  4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416с.

  5. Справочник социального работника/ В.А. Альперович [ и др.]; под общ. Ред. Е.П. Агапова, В.А. Шапинского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 336с.

  6. Фирсов М.В. история социальной работы в России: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.

  7. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 236с.

  8. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2001.

  9. Костина Е.Ю. История социальной работы. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, - 2003.

  10. Никитин В.А. Некоторые проблемы разработки концептуальных основ теории социальной работы (Текст): Сборник научных статей. М.: АНО «СПО «СОТИС». 2008. – 144с.

  11. Российская энциклопедия социальной работы: в 2 т./ под ред. А.М. Пановой, Е.И. Холостовой. – М., 1997.

  12. Справочник социального работника/ В.Д. Альперович и др.; под общ. ред. Е.П. Агапова, В.А. Шапинского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 336с.



^ 4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

^ Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с профессиональными ценностями социальной работы;

- оформление понятийных словарей;

- анализ предложенных понятий по изучаемой теме;

- пройти тестирование;

- составить алгоритм деятельности специалиста по социальной работе по сбору необходимой информации для анализа ситуации клиента;

- решить ситуационные задачи;

- проанализировать результаты своей практической работы по изучаемой теме (осуществить рефлексию своей деятельности);

- подготовить доклады, рефераты;

- подготовиться к семинару;

- подготовиться к тестированию;

- подготовиться к итоговому зачетному занятию.


- оперировать основными понятиями и категориями специальности;

- использовать технологии и методики социальной работы для преобразования ситуации клиента;

- собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации клиента при оказании социальных услуг и адресной помощи.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- категории и понятия социальной работы, специфику профессии;

- традиции российской и международной благотворительности;







- основные современные концепции и модели социальной работы, их основания;

- основные этапы истории развития социальной работы в России и зарубежом

- общие и частные технологии, методы социальной работы;

- особенности объекта и субъекта социальной работы;


- основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект-субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и т.д.);


- принципы деятельности социального работника;

- понятие ценностей социальной работы и традиционных духовных ценностей.







1849505827145644.html
1849685920011917.html
1849746338402398.html
1849830941306032.html
1849951463871796.html